Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
11
3
3
Тёплый кот
На uCrazy 16 лет 10 месяцев
Интересное

САУ "Hetzer"


Боевая практика немецкой армии показала острую необходимость в создании единой машины вместо накопившихся многочисленных вариантов САУ с их бесконечными модификациями. Пестрота парка немецких самоходов всё чаще выходила Германии боком: путаница в тактическом применении разношерстных машин сопровождалась постоянными трудностями со снабжением и подготовкой экипажей. Всевозможные самоходные установки требовалось, наконец, как-то унифицировать. Первым эту идею на высоком уровне озвучил Гейнц Гудериан (Heinz Guderian) в марте 1943. Была запущенна так называемая программа G-13 (Panzerjager).



Новая машина должна была стать максимально простой, дешёвой, высокоподвижной, эффективной и пригодной для выпуска в больших количествах. Поскольку германское танкостроение хронически не справлялось с выпуском требуемого количества бронетанковой техники, то чтобы не снижать выпуск немецких танков, было предложено за основу новой машины взять шасси устаревшего лёгкого чешского танка PzKpfw 38(t). За эталон технологичности приняли танк Pz V Ausf. A, Panther (Sd. Kfz. 171): за те же человеко-часы, которые затрачивались на производство одной Пантеры надо было сделать 3 новые машины с равноценной огневой мощью.
Впрочем, смелая идея мощной САУ на базе Pzkpfw 38 (t) ни у кого из разработчиков энтузиазма не вызывала. Возможно, эта идея и дальше прозябала бы на полке, если бы в дело не вмешалась промышленно развитая Америка. Промышленный потенциал США сказался своё веское слово в том, что 26 ноября 1943 союзная авиация скинула на Берлин 1.424 тонны бомб. Этот авианалёт сильно разрушила цеха фирмы Alket, выпускавшей штурмовые орудия. Заодно бомбардировка стряхнула пыль с идеи новой САУ, и немецкое командование стало подыскивать альтернативные производственные мощности, чтобы компенсировать пошатнувшийся выпуск StuG. В поле зрения ОКН попал недостижимый для союзных бомбардировщиков завод ВММ. 6 декабря 1943 ОКН доложило Гитлеру, что ВММ не потянет сборку 24-тонного StuG, но сможет осилить лёгкий Panzerjager. Гитлеру пришлось согласиться, на то, чтобы ВММ полностью переключился на выпуск новой лёгкой машины.



К будущему Panzerjager предъявлялись требования:
- вес 13 тонн
- максимальная скорость 55-60 км/ч
- лобовой лист толщиной 60мм с хорошим наклоном
- противоосколочная бортовая и кормовая броня
Новая машина создавалась с потрясающей скоростью. Уже 17 декабря 1943 фюреру показали чертежи, которые он одобрил. На фоне мужавшей гигантомании в немецком танкостроении Гитлер охотней предпочёл бы более тяжёлую машину. Однако ВММ мог осилить только лёгкую и Гитлер согласился.
24 января 1944 был готов деревянный макет, а 26 января его показали Отделу Вооружений Сухопутных Войск (Heers Waffenamt). Проект понравился и оберст Томале приказал изготовить три машины к марту, для войсковых испытаний.
28 января 1944 Гитлер указал на важность быстрого запуска в серию и увеличение производства leichte Sturmgeschutz auf 38(t), как самой важной машины для армии в 1944.
Leichte Sturmgeschutz auf 38(t) был готов к серийному выпуску менее чем за 4 месяца. Ряд предсерийных испытаний проигнорировали, потому, что с одной стороны сильно поджимало время, а с другой - база Pzkpfw 38 (t) уже была хорошо знакома.
К 18 января 1944 определили, что ежемесячный выпуск должен к марту 1945 достичь 1000 машин. По немецким меркам это было весьма значительное количество. За выпуск Хетцеров отвечали две фирмы - BMM и Skoda.
САУ "Hetzer"



Первые 3 машины изготовили на ВММ в марте 1944 и подвергли испытаниям. В апреле, Waffenamt принял их на вооружение.
20 апреля 1944, в день рождения Гитлера, вождя Рейха порадовали, показав ему следующие 20 Хетцеров. Впрочем, после демонстрации технику отправили обратно на завод, чтобы доукомплектовать их до требуемого уровня.
Выпуск Хетцеров быстро увеличивался, но спешка негативно отражалась на качестве. Приёмщики САУ отмечали частые недоделки: в бензопроводах между двумя топливными баками, в карбюраторе, в воздушных фильтрах, утечки в сальниках, искрение. Waffenamt пришлось снизить месячный уровень производства с августа по декабрь 1944, чтобы рабочие успевали более качественно выполнять свою работу.
В июле 1944 свои первые 10 Хетцеров сделала Skoda.
Бронедетали для Хетцера поставляли 4 фирмы: Skoda (Пильзен), ВММ, Linke Hoffman (Бреслау), Poldihutte (Коматоу).
Время шло, и авианалёты Союзников достигли территории протектората Чехии. В декабре 1944 Союзники трижды наносили авиаудары по заводам Шкоды, сбросив 375 тонн бомб. В январе 1945 Шкода достигла пика своего производства – 434 Хетцера в месяц. Больше эта фирма не достигла такого количества и никогда не вышла на запланированную норму - 500 машин в месяц. Срыв производства Хетцеров полностью лежит на совести союзных бомбардировщиков. После 1 февраля 1945 поступил дополнительный заказ только на 2.100 Хетцеров.
Не забывала союзная авиация и про ВММ. Сильные бомбардировки заставили перенести часть производства Хетцеров на другие, часто малопригодные фирмы. Так, с BMM Werk Prag/Luben частично сборку Хетцеров перенесли в город Миловиц (Milowitz). Ни о каком выполнении плана выпуска Хетцеров говорить уже не приходилось.
Вскоре начались трудности с пушками, поступавшими для Panzerjager 38(t) из Германии. Орудий не хватало, или к ним не было прицелов, или пушки приходили без механизмов наведения. Дошло до того, что для выполнения заказа пришлось снять прицелы и механизмы наведения с 8 Hetzer Starr находившихся в танковой школе в Миловице. Учитывая катастрофическую ситуацию с поставками пушек, ВММ обязали установить на Хетцер другое орудие - 7.5cm StuK 40. Испытания должны были закончиться в середине мая 1945. В мае 1945 Шкода должна была собрать 90 Хетцеров с пушкой StuK 40. 24 апреля 1945 Союзники сбросили 500 тон авиабомб на Шкоду. Известно, что в начале мая 1945 Шкода выпустила несколько Хетцеров, однако отсутствие документов не позволяет точно определить это количество.



Хетцер имел базу чехословацкого лёгкого танка TNHP, который изначально назывался LT vz 38, а в немецкой армии был переименован в PzKpfw 38(t). Для установки мощной 75мм пушки пришлось сделать корпус Хетцера шире, чем у танка. САУ изначально задумывалась, как лёгкий истребитель танков, поэтому серьёзным бронирование было только спереди. Верхний лобовой лист толщиной 60мм имел наклон 60 градусов от вертикали. Его изготовили согласно спецификации Е22 с твёрдостью 265-309 по Бринеллю. 20мм борта и корма защищали только от осколков поэтому изготавливались из низколегированной стали SM (Siemens-Marteneit) с твёрдостью 220-265 по Бринеллю. Борта и корма корпуса – 15мм. Крыша и кормовой лист надстройки были из 8мм катанной стали. Пол – 10мм. Таким образом, Хетцер имел довольно неплохую лобовую броню и почти беззащитные борта и корму. Слабую броню частично компенсировал малый силуэт САУ.
Установка с пушкой 7.5cm Pak 39 крепилась к верхнему лобовому листу со смещением вправо. Смещение орудия привело к ряду существенных недостатков в конструкции. Горизонтальное наведение орудия получилось сильно ограниченным – 5 градусов влево и 11 – вправо. Правая подвеска была на 55 килограмм больше нагружена, чем левая.
На крыше боевого отделения устанавливался Rundumsfeuer – пулемёт 7,92мм MG 34 или MG 42 с дистанционным управлением. Особенность его конструкции заключалась в том, что снаружи находился только сам пулемёт с магазином и небольшой «двукрылый» защитный щиток. Пулемётом из боевого отделения управлял наводчик. Прицеливание велось через телескопический прицел с 3-х кратным увеличением и углом обзора 8 градусов. Несмотря на все преимущества Rundumsfeuer нельзя было назвать удачным. Пулемёт имел не ленточное, а магазинное питание, которого на долго не хватало. Для перезарядки заряжающему приходилось высовываться через свой люк наружу и, находясь в очень неудобном положении менять магазин. Пулемётный щиток не мог обеспечить ему нормальной защиты, потому, что проектировался для защиты самого пулемёта и размещался так, чтобы не закрывать прицел орудия.
Хетцер заметно выделялся своей теснотой, нетипичной для немецких машин.
Размещение экипажа тоже можно назвать неудачным. Слева в один ряд сидели: водитель, за ним наводчик и сзади - заряжающий. Все эти три члена экипажа имели только один посадочно-эвакуационный люк, расположенный над заряжающим. Немцы всегда очень щепетильно относились к тому, чтобы в случае тревоги экипаж мог быстро покинуть машину. В этом свете один люк на троих выглядит просто шокируеще.
Обслуживание пушки являлось ещё одним недостатком Хетцера. Изначально, пушка проектировалась для установки посередине лобового листа, так, чтобы заряжающий находился справа. Однако на Хетцере пушка оказалась настолько смещена к правому борту, что заряжающий там не помещался. Поэтому, заряжающему приходилось сидя слева тянуться над затвором к орудийным механизмам установленным справа. Левостороннее заряжание правосторонней пушки доставляло очередные серьёзные неудобства. Рабочее место командира опять таки было неудачным – слева сзади в отдельной нише. Обособленное от экипажа размещение командира не способствовало сплочённости и успешному управлению в ходе боя.



Обзор из машины нельзя назвать оптимальным. Бинокулярный перископ у водителя; орудийный перископический прицел Sfl.Z.1a и пулемётный перископ - у наводчика; зафиксированный на 9 часов перископ у заряжающего; телескопическая стереотруба SFL4Z у командира. С закрытыми люками, экипаж практически не видел, что происходило по правому борту.

Хетцер вооружался пушкой 75мм PaK39 L/48. Боекомплект – 41 выстрел. Номенклатура орудийных боеприпасов:

Pzgr.40 - подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником
Pzgr.39 - бронебойно-трассирующий с взрывчаткой в донной части
Gr.38 HL - куммулятивный
Sprgr.34- осколочно-фугасная граната

Экипажам рекомендовали, чтобы в боекомплект входило, как минимум, 35% Pzgr.39. Это был самый эффективный бронебойный снаряд. Подкалиберный Pzgr.40 имел слабое заброневое действие, из-за отсутствия взрывчатки и сильное рассеивание на больших дистанциях. Куммулятивный Gr.38 HL не мог гарантировать хорошую меткость на дистанциях свыше 500м, а разрушающее действие уступало Pzgr.39. Зато куммулятив мог при необходимости неплохо заменять осколочно-фугасный.
7.5cm Pak 39 показывала очень хорошую меткость. Ниже приводится немецкая таблица меткости в процентах. Первое число - это меткость при контрольной стрельбе в небоевых условиях, второе число - меткость в бою. Стрельба велась по щиту 2м выотой и 2,5м шириной, а расстояние до цели было точно известно. Удвоив рассеивание при контрольной стрельбе, немцы вывели относительное значение "меткости в бою".




Естественно, что все эти значения весьма относительны и не отражают реальной меткости в бою. В горячке боя не всегда удавалось точно определить расстояние до цели, а сильный психологический стресс и множество других факторов не позволяли реально достичь табличной меткости.

Прицельные приспособления были отюстированы на дальность 3.000м для Pzgr.39, 2.000м для Pzgr.40, 2.400м для Gr.38 HL, 3.600м для Sprgr.34
Ниже приводятся таблицы дальностей пробивания взятые из доклада Wa.Pruf 1 за 5 октября 1944. Дистанции пробивания были рассчитаня для танков находившихся под курсовым углом - 30 градусов к снаряду.


Panzerjager 38(t) оснащался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Praga EPA AC/2, объёмом 7.754 см. куб., жидкостного охлаждения, мощностью – 150 л.с. при 2.600 об/мин. Наибольшая скорость 40км/ч, запас хода – 180км по шоссе и 130км по пересечённой местности. Удельная мощность – 9,4 л.с./т. Трансмиссия Praga-Wilson находилась спереди и обеспечивала 5 передних передач и одну заднюю.
Подвеска состояла из 4 больших опорных катков на каждый борт. Диаметр опорных катков был немного больше, чем у базового танка. Гусеница поддерживалась одним роликом, а не двумя, как на танке. Удельное давление на грунт - 0,76 кг/см.кв.

все теги
Комментарии8
  1. ReDeeIVIeR
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    Всегда меня прикалывал внешний вид данного САУ - эдакая коробчонка на гусеницах))
  2. SERGUS
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    хреновенький аппарат
  3. __Fashist__
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    stormvogel,Зачем на первую фотку jagedpantera прилепил? smile
  4. ReDeeIVIeR
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    stormvogelЗачем на первую фотку jagedpantera прилепил? smile

    Кстати, да, зачем? biggrin
  5. putnik-ost
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    Действительно о Ягдпантере стоило бы создать отдельный пост
    Пост о Хетцере просто отличный , я например не знал про двигатель шкода Вообще чехи считают,что к концу войны у них выпускали 80% техники Рейха вот такая кооперация
    Сама идея унификации узлов и агрегатов позволила нацистам существенно облегчить производство и эксплуатацию бронетанковой техники и стоила союзникам немало крови
    Так что отношение несколько двоякое
  6. spyker
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    агрегат
  7. Тёплый кот
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
    Автор поста
    Люди, да у мну фотки все были в одной папке, я эту по ошибке кинул, да когда отмодерили поздно заметил thumbdown no
  8. ZZVVSS
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    хороший самоходка был копактный

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}